Блог RSS 2.0

Король прохлады


Уиллис Хэвилэнд Кэрриер (1876–1950) — изобретатель кондиционера.

Willis Carrier мистер-кондиционер


Willis Carrier в 1902 году собрал первую холодильную машину для типографии Бруклина в г. Нью-Йорке. Самое любопытное, что кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, cильно ухудшавшей качество печати.


Здание типографии Sackett-Wilhelms Lithographing & Publishing Company, 1902 г.
Willis Carrier Типография


Религиозная мать Уиллиса жестко пресекала все поползновения к праздной жизни сына и заставляла проводить время за учебниками и книгами. Работав на ферме у отца, Уиллис помогал отцу сооружать примитивные машины для охлаждения и хранения мяса и вентиляционные системы для коровников. Вместе чертили на песке новые схемы укладки стогов, позволяющие уберечь сено от гниения за счёт достижения оптимальной циркуляции воздуха. Эти практические знания помогли Карриеру получить хорошее образование и устроиться в инженерную компанию Buffalo Forge


Willis Carrier


В Буффало Кэрриер познакомился со своим будущим другом и партнёром по бизнесу — Ирвином Лайлом. Именно Лайл рассказал Кэрриеру о том, что некий бруклинский предприниматель по фамилии Сакетт, владелец типографии Sackett-Wilhelms, приобрёл самое современное полиграфическое оборудование, а хорошего качества печати на бумаге добиться не может. От повышенной влажности, стоящей летом в типографии разбухает бумага, краски плывут, формы тоже. 


Willis Carrier


"Не проблема!" — заявил Кэрриер и засел за чертежи. Вскоре он показал Лайлу принципиальную схему агрегата, позволяющего контролировать влажность и температуру воздуха. Пока Уиллис дорабатывал конструкцию и готовил опытный образец, Лайл уже продал новое чудо технической мысли. Называлось оно так: "Аппарат для обработки воздуха", а, по сути, это и было уже хорошо знакомым нам первым в мире кондиционером. Вслед за бруклинским печатником к Кэрриеру потянулись и другие клиенты. 


Кэрриер и его первый в мире чиллер.
Willis Carrier


Оглушительный успех кондиционеры Кэрриера имели на хлопковых заводах на юге США в Белмонте. Агрегаты Кэрриер стабилизировали уровень влажности, что улучшало скручивание хлопковых нитей. Мало этого, его кондиционер не менее блестяще справился не только с влажностью, но и с жарой, царившей текстильных фабриках в Северной Каролине, где пять тысяч одновременно вращающихся веретён так повышали температуру, что создавали реальную опасность пожара.
Так американский инженер-изобретатель доктор Уиллис Хэвилэнд Кэрриер стал первым и единственным "отцом кондиционирования воздуха". который ещё в 1902 году, первым в мире создал научную, обоснованную им, систему кондиционирования воздуха, и впервые применил своё изобретение практически создав климатический контроль в помещении: температуры, влажности и качества воздуха.


Willis Carrier


Однако история бренда началась позже, когда компания Buffalo Forge распустила инженерный отдел, и Уиллис Кэрриер с 6 товарищами создал Carrier Engineering Company (1915 г.). В 1922 г. изобретён центробежный чиллер, выпущенный под маркой Carrier. С этого времени решена проблема кондиционирования больших помещений. Сам инженер уже был весьма известен и в США, где на текстильных производствах стояли его машины, и в Азии (в 1907 году продана первая установка для шёлковой фабрики в г. Йокогама, Япония). Первым крупным клиентом компании становится кинотеатр Metropolitan Theater в Лос- Анджелесе, штат Калифорния. В нём была установлена система кондиционирования воздуха с воздухораздачей, рециркуляцией, охлаждением, увлажнением и автоматическим контролем параметров.


Театр Риволи, Нью-Йорк.
Willis Carrier


После этого достижения следуют одно за другим. Системы кондиционирования и вентиляции марки Carrier появляются (впервые в мире) в офисных и административных зданиях, магазинах и театрах. Универмаг Хадсона в Детройте, здания Конгресса и Сената США, Белого Дома и Верховного Суда США, Madison Square Garden. В 20-х годах кондиционеры появляются везде — и это кондиционеры Carrier. Надпись "REFRIGERATING PLANT" становится одним из мощнейших рекламных ходов, привлекающих толпы клиентов. Сам Уиллис Кэрриер считал, что поворотным моментом и главным испытанием стал заказ на установку для The Rivoli Theater в Нью-Йорке. После этого продукция Carrier была широко разрекламирована и за 6 лет (1925–1930) более 300 американских театров оборудованы системами кондиционирования.


Современные сплит-системы на здании типографии Сакетта.
Willis Carrier


При этом изобретатель не оставлял научных разработок. В установках Кэрриера поначалу главным был контроль влажности — таковы были потребности клиентов-промышленников. Воздух охлаждался до температуры, при которой конденсация соответствует требуемой влажности. А затем он нагревался до нужной температуры и медленно подавался в помещение через диффузоры в потолке. Удаление воздуха происходило через решётки в полу или под сидениями. Большинство американских систем вентиляции было устроено ровно наоборот.

 В 1923 г. фирмой Carrier выпущен турбокомпрессорный холодильный агрегат на дихлорэтилене. Быстроходность компрессора, применение прогрессивного принципа агретизации и использование интенсивных теплообменных аппаратов кожухотрубного типа позволили значительно уменьшить размеры холодильных установок.


Willis Carrier


Так бы и развивался бизнес за счёт крупных компаний и промышленных установок, если бы не Великая депрессия 1929 года. Сокращение производства по всем Штатам почти вдвое, безработица. Кондиционеры — предмет роскоши — становятся не по карману даже крупным компаниям. Надо было удешевлять агрегаты, делать их доступными частникам. Первые попытки создания бытовых систем предпринимались во все годы существования компании в рамках проекта Weathermaker, однако были неудачными. Первый положительный результат — Atmospheric Cabinet (1931 год), отдалённо похожий на нынешние оконники. 

Параллельно разрабатываются транспортные кондиционеры, впоследствии устанавливаемые в поездах и аэропланах, самолётах и автомобилях, речных и морских судах:
1925 г. — первый корабль, оборудованный машинной системой охлаждения Carrier;
1930 г. — системы охлаждения воздуха в вагонах New York Railroad;
1936 г. — первый автомобильный кондиционер в автобусе, курсирующем по самому "жаркому" в мире маршруту Дамаск — Багдад.

На Всемирной ярмарке 1939 года вокруг стенда Carrier Engineering собиралась масса народу. На стенде были вывешены фотографии известных людей, в чьих домах и офисах были установлены кондиционеры Кэрриера. А рядом с фотографиями красовалась надпись: "Зачем Вам задыхаться от жары летом и мёрзнуть от холода зимой? Ведь достаточно нажать на кнопку, и климат в вашем доме будет именно таким, каким Вы его себе пожелаете!".

У стенда стоял сам доктор Уиллис Хэвилэнд Кэрриер и собственноручно демонстрировал, как пользоваться скромных размеров устройством, регулирующим влажность, температуру и качество воздуха в помещении. 

Несмотря на выдающийся успех и прибыльность своих работ, Кэрриер сутками не выходя из лаборатории, продолжал неуклонно совершенствовать своё главное в жизни изобретение. Одной из последних его "находок" стал автомобильный кондиционер, столь ценимый нынешними автовладельцами. Умер Уиллис Кэрриер в 73 года, 9 октября 1950-го, завещав всё своё состояние фирме, которая и по сей день носит его имя.


Willis Carrier


Сейчас под маркой Carrier выпускается примерно 12% от общего количества кондиционеров в мире, логотип Carrier — на каждом восьмом кондиционере. Это более 10 000 различных агрегатов, разрабатываемых и выпускаемых на 108 заводах.

Кондиционеры Carrier установлены в Александрийской библиотеке (Каир), галерее Уффици (Флоренция), Сикстинской капелле (Ватикан), Музее современного искусства (Лондон), на автодроме Монцы (Италия), в Афинском акрополе, Королевском оперном театре (Мадрид), и многих, многих других зданиях и сооружениях по всему миру.


Купить сплит-систему Carrier можно купить в нашем интернет-магазине.