Блог RSS 2.0

Сименс и Гальске. Siemens und Halske


Johann Georg Halske and Werner von Siemens
(Johann Georg Halske и Werner von Siemens.)

Сооснователи немецкой компании «Siemens & Halske» AG, занимавшейся производством электротехнического оборудования, железнодорожного транспорта и бытовой техники, Иоганн Георг Гальске и Вернер фон Сименс.
Сименс 12 октября 1847 года он совместно с Гальске создал фирму «Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske», занимавшуюся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. Финансовую поддержку компании оказал двоюродный брат Вернера, советник юстиции Иоганн Георг Сименс. 


Логотип Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske 1856 год
(Логотип Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske, 1856 г.)

«Siemens & Halske» стала первым в Германии производителем ламп накаливания, начав производство в 1881 году.
Первой лампочкой в Москве была именно немецкая. Питала ее током первая городская электростанция, построенная в 1888 году фирмой «Siemens & Halske», первый трамвай был пущен благодаря немецким электродвигателям, сконструированным и произведенным на заводах Сименса в России. Именно Сименс участвовал в тендере на прокладку первого в России метро.

Первый заказ российского правительства на 75 телеграфных аппаратов фирмы «Siemens und Halske» положили начало долгой истории отношений России и Siemens.


казаки и телеграф
(Казаки охраняют телеграфную линию Siemens.)

Этот заказ стал большой удачей и для России, и для компании Вернера Сименса. Дело в том, что в середине XIX века Россия все больше нуждалась в коммуникационных технологиях: учитывая размеры страны, связь между городами была крайне необходима. В то же время, не будь такого тесного сотрудничества с Россией, юная компания «Siemens & Halske» не выжила бы. Вернер Сименс даже не мог ожидать, что деловые отношения с Россией будут развиваться настолько стремительно. Когда дела пошли в гору, Вернер решил, что пора самому отправиться «на разведку» в Россию. В 1852 году он отправляется в почтовой карете через Кёнигсберг и Ригу в Санкт-Петербург, чтобы вести переговоры с царским представителем о расширении в России телеграфной связи.

Уже во время своего второго визита в Петербург у Вернера фон Сименса сложились весьма теплые товарищеские отношения с графом Клейнмихелем — тогдашним фаворитом царя. Пётр Андреевич Клейнмихель был немцем по происхождению, и что более важно — начальником штаба военных поселений при Аракчееве, а затем — главным управляющим путями сообщения (как это бы назвали сейчас, министром путей сообщения). С этим весьма влиятельным вельможей Сименс и вёл переговоры с целью получения государственных заказов. Скорее всего, роль тут сыграли не только доверительные отношения, но и немаленькая взятка, ведь за взяточничество Клейнмихеля, в итоге, и отправили в отставку, но это уже случилось после смерти Николая Первого.
Но как бы там ни было, Россия действительно нуждалась в современных, быстрых и надёжных средствах связи. И акционерное общество «Сименс и Гальске» сумело наладить телеграфное сообщение между весьма отдалёнными регионами страны.


siemens

После первого заказа на 75 телеграфных аппаратов в 1851 году, посыпались новые, более серьезные и сложные в осуществлении. На телеграфной линии Петербург-Крондштадт кабель на протяжении участка от Ораниенбаума до Кронштадта был проведен по дну Балтийского моря. Это являлось первым в мире испытанием кабеля с резиновой изоляцией, и прошло оно просто замечательно. По крайней мере, Николай Первый, у которого во дворце установили приёмно-передающее устройство, остался весьма доволен и дал "зеленую улицу" для новых заказов.

К сожалению, все инновации не смогли повлиять на судьбу Крондштадта, державшегося к тому времени почти год. И вот Севастополь пал, Николай Первый умер. Но даже печальный опыт может быть положительным, если из него сделать правильные выводы. Таким образом, позорное поражение в Крымской войне открыло властям глаза на степень отсталости России по сравнению с ведущими европейскими странами. Началась "революция сверху" — в том числе и экономическая. 
Преимущество нового вида связи, электрического телеграфа, против существующего, оптического, было неоспоримо. Фирмы Сименс все чаще получает заказы от правительства на строительство телеграфных линий.

Вот перечень телеграфных линий, построенных фирмой в России: Ст.-Петербург-Москва-Крым; Москва-Киев-Одесса и далее на Севастополь; Санкт-Петербург-Кронштадт, причём часть линии проходила по дну моря; линии на Финляндию, Варшаву, Ригу и Таллинн и далее на Западную Европу, — более 9.000 километров проводов. Этот заказ, выполненный братьями Сименс практически за два года, имел продолжение, которое закончилось заключением еще одного договора в 1855 году. 


электромобиль
(Первый троллейбус в мире: электромобиль Сименса, Берлин 1882 г.)

Карл Сименс добился от российского правительства прав и денег на эксплуатацию, ремонт и восстановление телеграфных линий. Но при этом фирма обязалась выдерживать фантастические даже для нашего времени гарантийные сроки — от шести до двенадцати лет. Практически тот договор означал, что, если в течение 6 — 12-летнего гарантийного срока в работе телеграфных линий появятся непредусмотренные договором недостатки, то нужно будет полностью обновлять целые участки линий передач.

Таким образом, довольно стабильный доход из России, получаемый все эти годы, существенно укрепил берлинскую фирму. И когда в 1857/58 году Европу охватил экономический кризис, в результате которого многие молодые предприниматели оказались разоренными и должны были выйти из игры, Сименс мог без особых забот пережить это время и продолжать работать над новыми техническими изобретениями. По некоторым данным только в 1854 году Сименсы вывезли за границу 18 пудов (пуд =16 кг) золотых российских червонцев.


Акции Siemens
(Акции Siemens und Halske с общим капиталом в 35 млн марок.)

Телефонизация страны шла полным ходом, а вот с электричеством по-прежнему были серьезные проблемы. Как писал современник, «...старушка Москва в деле освещения отстала от всех... столиц Старого и Нового Света. В этом отношении она напоминает скорее город восточный, чем европейский...» Однако быть таковым ему оставалось недолго. В 1880 г. Городская управа и Дума приняли первый коммунальный проект. Электрическая иллюминация должна была затмить петролеумное освещение стен Кремля в день закладки храма Христа Спасителя. В мае 1880 года на Литейном мосту в Петербурге было устроено электрическое освещение дуговыми лампами Яблочкова.

Выгодную возможность для укрепления позиций фирмы предоставила Всероссийская промышленная выставка 1882 года в Москве: специально для этой выставки "Сименс" построил электрическую железную дорогу, чтобы продемонстрировать публике применение электричества для движения поездов. В награду фирма получила право изображения императорского двуглавого орла на своих изделиях, изготовленных в России.


Завод Siemens в России
(Завод по производству аппаратуры российского филиала компании Сименс и Гальске в Ст.-Петербурге. Построен в 1882-1883 гг.)

В 1883 году Карл Сименс приобрел лицензию на использование ламп Эдисона в России и построил в Петербурге фабрику по производству кабелей, ламп, переключателей и т.д. «Сименс и Гальске» заменила газовое освещение на электрическое на Невском проспекте, затем электрический свет от «Сименс и Гальске» появился в театрах, торговых пассажах, других зданиях.

26 мая 1883 г. по случаю коронации в Москве императора Александра III и освящения храма в Москве прошли грандиозные торжества. Именно компания Сименса осуществляла этот «яркий» и чрезвычайно важный в историческом плане проект. Более трех месяцев заняла подготовка к этому грандиозному мероприятию. На другой стороне Москва-реки, на Софийской набережной, построили специальную электростанцию. Динамо-машины поставили на передвижные платформы с тем, чтобы ремни можно было подтягивать на ходу. От электростанции к Кремлю протянули электрические и телефонные провода. Самым сложным было иллюминировать колокольню Ивана Великого.


Завод Siemens в России
(Завод компании Сименс и Гальске по производству кабельной продукции в России. Ст.-Петербург. Построен в 1882 г.)

В 1883 г. фирмой «Сименс и Гальске» был освещен Невский — главный проспект русской столицы. А чуть позже Александр III поручает Сименсам электрифицировать Зимний дворец. И в Москве, несколько более консервативной по части введения технических новшеств, правители все же приходят к выводу о необходимости замены газовых фонарей на улицах более яркими, электрическими.

Распространению электрического света должно было способствовать созданное в 1886 году «Акционерное общество электрического освещения Сименс и Гальске», владевшее собственной электростанцией в столице. В 1888 году была построена электростанция в Москве. А в 1896 году в преддверии коронации Николая II «Сименс и Гальске» получила заказ на освещение центральной части Москвы, в том числе и Кремля.


Вагон Siemens
(Вагон будапештского метро, построенного компанией Сименс и пушенного в эксплуатацию в 1896 г.)

В 1897 г «Обществом» была построена электростанция на Раушской набережной в Москве, — старейшее сооружение в «Мосэнерго» на сегодняшний день. Помимо кабельного завода и фабрики по изготовлению телеграфного и телефонного оборудования Карл Сименс решил построить в Петербурге завод динамо-машин, который производил бы электромоторы большой мощности, а также турбогенераторы и трансформаторы. В 1912 огромный завод «Электросила» был сооружен. В 1918 г. все заводы Сименс в России были, разумеется, национализированы.

Но вернемся к концу ХIХ века. С годами сфера деятельности «поставщика Двора Его Императорского Величества» «Сименс и Гальске» расширялась: трамвайные линии, оборудование для железных дорог, рудник и медеплавильный комбинат; открывались представительства в Одессе, Ростове-на-Дону, Харькове, Екатеринославе... Но одну смешную мелочь надо упомянуть особо: специально для российского налогового ведомства В. Сименс изобрел спиртомер для измерения крепости алкогольных напитков (по ней определялся размер алкогольной пошлины).


Корабль Siemens Bremen
(Быстроходный лайнер Бремен. Фото 1929 г. Компания Сименс поставила для этого судна системы связи и управления, а также измерительные приборы.)

В начале ХХ столетия чрезвычайно популярной стала еще одна высокотехнологичная разработка "Сименс и Гальске" — система стерилизации воды озоном. В октябре 1906 года в рамках русской компании "Сименс" была создана новая структура — "Отделение по устройству стерилизации воды посредством озона по соединенным системам "Сименс и Гальске" и "Графа де Фриз".

Впрочем не всё шло гладко. В имении Хмелёво на озере Ильмень, которое Карл Сименс приобрёл в 1861-ом году за 60 тысяч рублей, он построил фабрику по производству фарфоровых изоляторов и посуды, но дела шли плохо. В течение нескольких лет Карл Сименс безуспешно пытался решить технические проблемы и снизить себестоимость продукции. Когда убытки перевалили за восемьсот тысяч рублей и "съели" более трети всей полученной фирмой в России прибыли, Карл Сименс сдался и закрыл фабрику. Кроме того, и на рынке электротехнического оборудования акционерное общество "Сименс и Гальске" теснили в России конкуренты: немецкие и бельгийские компании АЭГ, "Шукерт", "Унион".


Завод Сименс
(Завод компании Сименс и Гальске. Берлин, Маркгафенштрассе, 94. 1875 г.)

В 1913 году произошло слияния РАО «Шуккерт и Ко» и АО русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». руководителем АО «Сименс и Шуккерт» был назначен Красин. Во время первой мировой войны формально независимое от немецкого концерна АО стало одним из основных поставщиков электротехнического оборудования для русской армии.

В период с 1914 по 1918 год деятельность российского представительства Siemens & Halske по понятным причинам приостановилась. Большинство предприятий было национализировано, коммерческие проекты свернуты. Несмотря на декрет о национализации от 28 июня 1918 года, заводы компании еще долго рассматривались новой властью как частные, точнее, "не вполне национализированные" предприятия.

Но уже в 1919 году Siemens, потерявшая за годы войны почти все свои зарубежные рынки, стала искать пути их восстановления. Компания оказала поддержку советскому правительству, взявшему курс на электрификацию. Интересно, что один из соратников Ленина, Леонид Красин, был до революции техническим директором заводов Siemens в Петербурге. Он активно участвовал в восстановлении контактов компании с нашей страной, и в результате Siemens получила новые контракты в России, в том числе на участие в подготовке строительства ДнепроГЭСа.


Выставка Siemens
(Внутренняя часть одного из крупнейших павильонов Международной электротехнической выставки во Франкфурте-на-Майне. 1891 г.)

В конце 1920 года, в связи с разработкой под руководством бывшего сотрудника "Сименс" Г. М. Кржижановского плана ГОЭЛРО, cоветское правительство решило принять экстренные меры по первоочередному восстановлению заводов "Сименс". Правительство поручало обеспечить их всеми необходимыми инструментами и материалами, электроэнергией, а для пополнения квалифицированными рабочими и специалистами провести даже специальную мобилизацию. В дальнейшем эти предприятия, существующие и поныне под названием "Электросила" и "Электроаппарат", сыграли важную роль в истории советской индустриализации.

Восстанавливая разрушенную войной и междоусобицей промышленность страны, осуществляя программу индустриализации, власти Советской России обратились за помощью прежде всего к немецким фирмам, к немецким инженерам и техникам. И вряд ли стоит удивляться тому, что, например, турбины и электротехническое оборудование легендарного "Днепрогэса" поставил в Советский Союз в конце двадцатых-начале тридцатых годов именно концерн "Сименс".

В 1925 году в Москве открылось консультативное бюро Siemens, проработавшее до 1936 года. Но возобновить свою деятельность в нашей стране компания смогла только в 1971 году.

11 апреля 2003 г. в Санкт-Петербурге концерн Siemens отметил 150-летие своей деятельности на российском рынке.


Марка Siemens
(Марка с В. Сименсом в главной роли)